вернуться к списку рассказов

"Синяя струна" (старый анекдот)

Давным-давно было, в Красноярске или в Омске, в Харькове, или в самом Киеве, может ещё где. Зацеплюсь памятью за Казань, старинный красивый город. В это время, в филармонии руководил Натан Рахлин, татарский дирижер, замечательный человек и музыкант. Играть он, кажется, умел на всём: на трубе, на скрипке, контрабасе, на клавишных, даже на арфе. Музыканты его уважали и слушались. Все считали, что им повезло. Если бы он не был евреем по паспорту, так точно работал бы не в Казане, а в Ленинграде, или даже в Москве. А так повезло. Год, не помню какой, а и неважно, помню, все равны были – в очереди за котлетами стояли: и режиссёр и водопроводчик, младший дворник и инженер, концертмейстер и кто оркестровую яму мёл. Вот такое равенство было. Играли тогда много всякой хорошей музыки. Однажды делали симфонию, сложную для понимания. Возможно для отчёта, что авангард в нашей стране есть. Возились долго. Даже перерыв сокращали. Все мучились. Тональности никакой, партии неудобные, руку вывихнешь. Вещь длинная, странная, ухом не за что зацепиться. А у арфистки халява была. У них всегда все проще. Сиди, кочумай, такты отсчитывай. Была там тётка здоровая в арфистках. Инструмент свой за нефиг делать из ямы на сцену и обратно таскала. Рабочие сцены её за это уважали. Так вот. У неё в этой музыке всего один звук был, - где-то на 127 такте после третьей купюры ноту фа надо было булькнуть флажолетом. Притом соло. Сидит она, считает. Подходит время. Натан Григорич, показывает ей вступление, она бац…- кикс. Ещё раз – не туда. Повышает голос: «с такой-то цифры!» Эта дура увлеклась не знамо чем - мимо. А тут вообще казус: дошли до злосчастного места, вовремя, браво, браво!.., но струна эта фа оборвалась. Ну прямо слёзы. У неё часто со струнами проблемы были. Жильные махрились, теннисные спускали. На арфе все «до» красные, а «фа» синие, для ориентиру. И вот эта её фа заколдованная…Нервно натянула она свою струну, ну понятно игры никакой, всё ползло. Маэстро, человек интеллигентный, и тот ругнулся. Ладно, все по домам. На следущий день. Нет, вы слушайте! Ворочает стульями, продвигается к своему инструменту, задевает кормой пюпитры, за флейтиста зацепилась, с утра хмурая, недовольная всем мадам арфистка. Чехольчик снимает. Ну и что!? Готовьтесь-готовьтесь. Ёлы-палы, все струны скручены, свисают по бокам, одна синяя «фа» натянута. Сложно было дальше работать, на «фа» просто никто не мог смотреть, но отрепетировали хорошо. Вот такой ориентир был. вернуться к списку рассказов